Безопасное вождение автомобиля: Езда в особых и сложных условиях

Основы безопасного вождения автомобиля

Чтобы хорошо водить машину, нужно регулярно ездить на ней, чтобы поддерживать свои навыки. Помимо навыков безопасного вождения, также требуется готовность без колебаний реагировать на определенные дорожные происшествия. Для его развития нужно представить несколько аварий и обосновать в них свои действия. Сделать это можно, сидя дома на диване и крутя воображаемый руль. Ни один водитель не соблюдает ВСЕ правила, которые ему прописали, особенно если он спешит или отвлекается на разговор с пассажиром. Поэтому на всякий случай придерживайтесь правила трех «D» на дороге: «Дайте дорогу дураку». (Также полезно для пешеходов.) Не только водитель, но и тот, кто может быть только пассажиром, должен знать приемы безопасного вождения, веселья и правильного планирования поездки. Есть психически нормальные люди, которые не могут водить машину — либо из-за склонности чрезмерно сосредотачиваться на определенных деталях дорожного движения (и неспособности воспринимать дорожную ситуацию в целом), либо из-за страха, укоренившегося в подсознании. Если вы попали в эту категорию, вам придется отказаться от попыток осваивать машину или долго тренироваться в комфортных условиях.

Выбор автомобиля

Есть несколько моментов, которые отвечают за эффективность безопасного вождения. Очень важно, чтобы положение руля в автомобиле соответствовало принятому в стране направлению движения. Красный или оранжевый автомобиль лучше виден днем, а белый — ночью. У крупногабаритного автомобиля меньше шансов быть кем-то сбитым или прыгнуть под колеса. Оригинальный внешний вид автомобиля нежелателен, так как отвлекает других водителей от вождения. Автомобиль с передним приводом лучше управляется. Длинный капюшон — защита от столкновений. Жесткий верх — защита от опрокидывания. Высокие подголовники на передних сиденьях в случае резкого торможения и столкновения защищают сидящих на них людей от ушибов, нанесенных пассажирами и предметами в задней части салона, а также защищают от травм в случае столкновения с крышей автомобиля. Считается, что одновременное использование подголовников и ремней безопасности снижает вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании — в пять раз. Желательно, чтобы передние сиденья двигались и открывались, чтобы можно было спать в салоне лежа.

Подготовка к выезду

Перед отъездом проверьте работоспособность и комплектность автомобиля. Храните багаж в салоне с учетом возможных столкновений и опрокидывания. В случае столкновения или резкого торможения пассажиры и предметы на задних сиденьях смещаются вперед и могут травмировать находящихся впереди. Например, прижатая к заднему стеклу аптечка превращается в пулю при столкновении, которая может сломать голову водителя. Подумайте, что вы будете делать, если ваша машина сломается посередине: летом вам может понадобиться много питьевой воды, зимой — теплая одежда. На случай, если машина застрянет в луже, полезно иметь в салоне пару резиновых сапог. Если у вас возникла проблема, не садитесь за руль, пока не поймете ее и не уделите достаточно внимания дороге. Даже для непродолжительной поездки лучше взять надежного спутника: спокойного, осторожного и физически сильного. Все эти действия помогут вам значительно повысить эффективность безопасного вождения в целом.

Действия в нормальных ситуациях

Движение

Двигайтесь так, чтобы вокруг вашего автомобиля было больше места. Оставайтесь не менее 2 секунд, предпочтительно 4 секунды, от автомобилей впереди и позади вас. Это необходимо для торможения без столкновения. Проверяя положение автомобиля на полосе движения, ориентируйтесь не на бордюр или дорожную разметку слева, а на воображаемую точку впереди, которую вы хотите достичь за секунды.

Руление

Нормальное положение рук на рулевом колесе — «пятнадцать к трем», то есть вы должны держать его слева и справа, а не ниже или выше. Большие пальцы рук должны охватывать рулевое колесо и находиться внутри. При переключении передач правой рукой держите руль левой рукой в ​​его верхнем секторе — в случае экстренных маневров. На поворотах используйте высокоскоростное поперечное рулевое управление. Если вы поворачиваете на высокой скорости, увеличьте радиус поворота; это уменьшит возможность заноса. Чтобы увеличить радиус, начинайте и заканчивайте поворот как можно ближе к противоположной стороне полосы движения и проезжайте половину поворота, ближайшую к стороне дороги, на которую вы поворачиваете. Однако, если встречные машины проходят поворот одновременно с вами, указанный маневр может привести к столкновению. Помните об этом, когда будете практиковаться в безопасном вождении.

Обгон

Не следует обгонять на повороте узкой дороги, поворачивающей направо: обгоняющая машина может заблокировать приближающуюся к вам машину. При обгоне вы можете обнаружить, что перед обгоняемым автомобилем движется другая машина, и расстояние между ними слишком мало, чтобы втиснуться туда, и что встречный транспорт мешает обгонять две машины одновременно и садиться на полосу, которую вы покинули для обгона уже занята другая машина. Чтобы не оказаться в такой ситуации, никогда не идите на обгон, если слишком наклоняетесь сзади: у вас всегда должно быть место для отступления. Также нужно быть готовым к тому, что обгоняемый автомобиль резко свернет налево, чтобы избежать препятствия — это также необходимо учитывать при вождении автомобиля.

Торможение

Торможение — основная реакция на любое ДТП (за исключением, пожалуй, обстрела кустов вдоль дороги). При резком торможении нужно позаботиться о блокировке колес (их полной иммобилизации), так как в этом случае колеса начинают буксовать по дороге, тормозной путь увеличивается почти вдвое и возможен занос. Если колеса застряли, вам нужно на мгновение отпустить тормоз, а затем снова нажать. Один из способов быстро затормозить при безопасном вождении: несколько раз сильно нажать на педаль, стараясь не заблокировать колеса. Метод щадящего торможения: постепенно нажимайте на педаль, затем отпускайте по мере уменьшения скорости (поскольку медленно вращающиеся колеса блокируются при легком нажатии на тормоз). При резком торможении отпадает необходимость нажимать педаль сцепления, так как вращение колес двигателем предотвращает их блокировку. Резкое торможение толкает вас к рулевому колесу. Не сопротивляйтесь, поставив ногу на тормоз. Ремень безопасности лучше пристегнуть покрепче. Не тормозить на поворотах: можно заносить. При приближении к повороту снижайте скорость раньше

Вот несколько неочевидных рекомендаций для действительно эффективного и безопасного вождения:

  • Не удерживайте взгляд на каком-либо предмете долго, так как есть опасность упустить что-то существенное в другом месте. Чтобы сместить и зафиксировать ваш взгляд с правого края на крайний левый, требуется около 1 секунды, и за это время вы проедете около 17 метров со скоростью 60 км / ч.
  • Ни о чем не думай. Не решайте проблемы во время вождения. Не приводите интересных собеседников. Не слушайте аудио- и радиозаписи (во-первых, чтобы не отвлекаться, а во-вторых, чтобы лучше слышать, что происходит вокруг). Ваш разум должен быть в первую очередь сосредоточен на восприятии окружающей среды.
  • Осмотрите не только улицу, но и пространство вокруг нее. Опасное развитие событий может начаться с рельсов.
  • Несколько раз в минуту смотрите в зеркало заднего вида.
  • Смотрите как можно дальше вперед: минимум 12 секунд пути. На скорости 60 км / ч вам потребуется 3,6 секунды на торможение, все равно встречу водителю.

Учет физиологических факторов

Не садитесь за руль в плохом настроении или с большим возбуждением: половина погибших водителей ехали именно в таком состоянии. Первые два часа езды — период «работы» — самые опасные. Каждый час останавливаются на 5-минутный отдых — прогулка, разминка. После приема большой дозы алкоголя в течение трех дней происходит заметное снижение скорости психических реакций. О том, что после употребления алкоголя едет действительно безопасная машина, не может быть и речи.

Езда в особых условиях

Езда ночью

Основные проблемы безопасного вождения в ночное время — плохая видимость и возможность заснуть за рулем. Имейте в виду, что после длительного просмотра телевизора острота зрения остается сниженной в течение 1..2 часов. Для улучшения остроты зрения ешьте сладкое, пейте кофе. Каждый раз, когда вы переключаетесь на ближний свет, старайтесь видеть видимые границы дороги. Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть это будет на периферии вашего зрения. Если вы ослепли, медленно снизьте скорость и остановитесь на обочине дороги. Через зеркало заднего вида можно увидеть блики от движущегося позади вас автомобиля. Если встречный автомобиль ночью светит фарой, это может быть не мотоцикл, а машина, у которой неисправна левая фара, поэтому нужно держаться правой. Не выключайте фары в утренних сумерках — в это время нужно быть особенно заметным для других водителей, так как те, кто едет с ночи, уже устали, а те, кто уехал утром, еще не полностью проснулись.

Езда зимой

Во время движения зимой периодически проверяйте тормоза. Если тормозные колодки мокрые и скользкие, высушите их, слегка нажав на педаль тормоза. Не используйте стояночный тормоз, так как тормозные колодки могут замерзнуть. Лучше первую передачу поставить. Чаще заправляйте бензобак: в полупустом баке на стенках может образовываться лед, который впоследствии может сломаться и забить отверстия для забора топлива. Имейте надежный запас одежды, еды, сухого спирта и зимнего походного снаряжения на случай чрезвычайных ситуаций. Снежная буря даже в густонаселенном районе может создать тяжелую ситуацию для водителей. Если вы спите с работающим двигателем, используя его как печь, выхлопные газы, попадающие в салон, могут вызвать отравление. Имея это в виду, безопасное вождение зимой не будет для вас проблемой.

Езда в горах

Из-за разреженности воздуха уже на высоте 2000 метров необходимо регулировать зажигание, установленное в низинах, в сторону искры предыдущего поколения. Легкое и продолжительное торможение на спуске может привести к срабатыванию тормозов и закипанию тормозной жидкости. При торможении двигателем, т.е с выключенным двигателем, не нажимайте педаль сцепления. В случае тающего дождя и снега возможны оползни и сели. Не задерживайтесь возле ручьев и оврагов или в местах, где видны следы прошлых движений скал. Погода в горах может меняться очень быстро. Особенно опасны туманы (появляются при резком понижении температуры). Даже в непродолжительных поездках подготовьте аварийное сопровождение. Эти простые рекомендации помогут вам безопасно управлять автомобилем даже в высокогорных районах.

Объезд внезапного препятствия

Груз перед грузовиком может упасть на поворот или на неровность. При сильном ветре сломанное дерево или большая ветка могут упасть на дорогу перед вами. Пешеход, стоящий на обочине дороги, может внезапно решить, что ему нужно перейти дорогу прямо перед вашей машиной. Первая реакция при появлении препятствия — задействовать тормоз. Но это бесполезно, если расстояние до препятствия меньше тормозного пути. Также возможно проскальзывание. Расстояние, необходимое для уклонения от небольшого препятствия при безопасном движении, составляет половину тормозного пути, поэтому старайтесь избегать препятствия путем умеренного торможения. Если в автомобиле установлены подушки безопасности, резкое торможение также нежелательно, поскольку надутая подушка безопасности может причинить больше травм, чем это было бы без нее. Известны случаи детской смерти от таких «подушек».

Движение по скользкой дороге

Дорога становится скользкой не только по льду. То же самое можно сделать и с влажными опавшими листьями. Просто начавшийся или очень легкий дождь также снижает сцепление колес с дорожным покрытием: он превращает дорожную пыль в густую грязь, которая действует как смазка. В условиях тумана при температуре около 0 градусов Цельсия на ранее сухой поверхности дороги может образоваться влажная (и, следовательно, скользкая) ледяная корка из-за выпадения воды из воздуха. Основные опасности на скользкой дороге — удлинение тормозного пути и занос (боковой занос). Средства против обоих: низкая скорость, новые защитные приспособления и, в крайнем случае, надевание защитных кожухов. В случае заноса при безопасном движении всегда поворачивайте передние колеса в том направлении, в котором вы хотите двигаться: например, если капот поворачивает вас вправо, поверните рулевое колесо влево. При этом не нажимайте на тормоз или сцепление. Заправка должна быть умеренной.

Преодоление выступов и ям

Не поднимайте препятствия при разгоне, так как это может привести к разрыву пружин. Снизьте скорость раньше и дайте газу перед препятствием. Передние пружины расправятся и вам будет чем бороться с ударом.

Преодоление водной преграды

Даже небольшая лужа опасна, потому что может скрыть отверстие или острый предмет. При езде на автомобиле по мелководью уровень воды не должен быть выше центра колеса. Не ускоряйтесь в воде, так как поднявшаяся волна затопит двигатель. В воде не прекращайте нажимать на газ, чтобы вода не заполнила глушитель.

Преодоление водной преграды по льду

Толщина льда в 15 см достаточна для проезда 2-тонного транспортного средства, каждая дополнительная тонна веса требует на 5 см больше льда. Езжайте по льду с открытой дверью, высаживая пассажиров. Если треснет лед и появится вода, не выпрыгивайте из машины сразу, а постарайтесь увеличить скорость. Эти простые правила безопасного вождения помогут вам сохранить контроль над автомобилем в таких неблагоприятных условиях.

Тормозной путь автомобиля

Тормозной путь зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

  • Скорость передвижения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части;
  • Вес автомобиля.

Мы рассмотрели основные правила выбора безопасной скорости на десятом отрезке нашего курса. Если вы затрудняетесь с его определением, вы можете сосредоточиться на средней скорости транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение намного быстрее или намного медленнее, чем движение, создает серьезные риски для безопасности дорожного движения.

На величину тормозного пути большое влияние оказывают дорожные условия. Если вы слишком сильно нажмете педаль тормоза на скользкой дороге, может возникнуть ситуация, когда крутящиеся колеса остановятся, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Это движение, при котором автомобиль не катится, а скользит, называется заносом. Кренящее движение ведет не к уменьшению, а к увеличению тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

важно знать!  Самое эффективное торможение — на грани блокировки колес. Требует умелого использования педали тормоза. На скользкой дороге, чтобы избежать заноса, необходимо многократно и очень часто нажимать и отпускать педаль тормоза, чтобы колеса не блокировались.

Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой (ABS), она работает для водителя. В этом случае он может только удерживать педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращение аварий в случае неосторожных действий водителя. То же самое можно сказать и об использовании качественных зимних шин в холодные месяцы.

Тормозной путь зависит от веса автомобиля следующим образом. Независимо от нагрузки, торможение обеспечивается тормозами на четырех колесах. С увеличением массы нагрузка на них увеличивается, тормоза быстро нагреваются, из-за чего уменьшается сила трения и увеличивается тормозной путь.

Особенно это заметно на крутых или длинных спусках. Чтобы избежать отказа тормозов во время длительных спусков, не нажимайте постоянно педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы поддерживать стабильную скорость на спуске, каждый гонщик должен овладеть техникой, называемой «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, вы отпустите педаль акселератора, двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разогнаться.

Если этого недостаточно на крутом спуске, необходимо переключить рычаг переключения передач на более низкую передачу: скорость автомобиля снизится и будет оставаться постоянной в будущем.

Когда машина идет не под гору, а в гору, у начинающего водителя могут возникнуть трудности с запуском. Поскольку педаль тормоза в это время не нажата, автомобиль может откатиться назад.

Чтобы предотвратить переключение, вы можете нажать на рычаг стояночного тормоза раньше и отпустить его свободной рукой, как только начнете движение.

Помимо нагрева, тормозная система не любит влажность. Если при движении по глубокой луже вода попадает на тормоза, необходимо их просушить, несколько раз активно сбавив скорость на свободном участке дороги. Тепло, выделяющееся при торможении, способствует испарению влаги.

важно знать!
Во время движения водитель должен избегать резкого торможения, так как это может привести к наезду сзади. Перед торможением вы должны знать, что происходит позади вашего автомобиля. Для этого есть зеркала заднего вида. Если автомобиль позади вас находится на небольшом расстоянии, чтобы не стать причиной аварии, вам нужно начать торможение раньше обычного и нажимать педаль тормоза мягче. Если впереди есть свободное место, лучше в такой ситуации задействовать моторный тормоз, не касаясь педали тормоза.

БДД при управлении авто в различных условиях

Каждый студент и опытный водитель должен знать основы безопасного вождения в нештатных ситуациях.

Это:

  1. Езда под гору. Главное правило — не нажимать педаль тормоза без перерыва, чтобы не перегреть двигатель. На длинных крутых спусках можно двигаться на пониженной передаче с постоянной скоростью.
  2. Я переезжаю с места на возвышении. Используйте обычный тормоз или ручной тормоз, отпуская его в момент нажатия на педаль газа, чтобы избежать откатывания назад.
    ЭТО ВАЖНО! Во всех автошколах учат простому правилу: автомобиль управляется до тех пор, пока колеса крутятся, а не заблокированы. Поэтому используйте тормоз правильно, плавно и с перерывами.
  3. Снег. Вы должны активировать режим подъема или (если есть) режим снега.
  4. Лед. Избегайте резких движений рулевого колеса и, по возможности, не тормозите. Эти правила также распространяются на езду по мокрой грязи.
  5. Мокрый асфальт. При движении по воде на высокой скорости может образоваться «водяная подушка», поэтому не рекомендуется ехать выше 80 км / ч. Если происходит проскальзывание, попробуйте затормозить двигателем, снизив передачи. Снежный режим также используется на мокрой траве или асфальте. После попадания в лужу рекомендуется просушить колодки, двигаясь на малой скорости и по сухому участку дороги, несколько раз нажав на педаль тормоза.

ВАЖНЫЙ! ABS (антиблокировочная тормозная система) тормозит в точке закрытия колеса. Идеально подходит в случаях заноса (когда автомобиль «заносит»), но его следует использовать с осторожностью, когда поверхность дороги скользкая.

Нормативно-правовые основы обеспечения

Обратимся теперь к законам.
Зачем нужна безопасность на дорогах
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения.

Нормативно-правовая база и правила обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в следующих документах:

  • Федеральный закон № 196 от 10.12.1995 г;
  • Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2012 г. 711 от 15 июня 1998 г;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2012 г. 508 от 30 апреля 1997 г и № 567 от 19 октября 2004 г;
  • Правила дорожной полиции МВД России;
  • Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. 1734р от 22 ноября 2008 г;
  • ПДД.

Из всех перечисленных документов постоянно обновляются учебники федерального закона, транспортной стратегии и правил ДД.

Психофизиологические основы вождения

Водитель должен воспринимать большой объем информации и умело ее анализировать, чтобы вовремя среагировать на изменение ситуации. Весь процесс требует определенных психофизических затрат и времени.

Зрительное и слуховое восприятие

Недостаточно иметь только остроту зрения, также необходимо учитывать особенности восприятия глаза. Правильно определить расстояние и размер объекта возможно только при наведении на объект.

Немаловажно и освещение: например, ночью не видны мелкие детали, иначе воспринимается скорость проезжающего на встречу автомобиля. Водителю нужно быть внимательнее. Быстрые изменения освещения могут вызвать легкие удары и временную слепоту. Цвет также важен: расстояние от темных объектов кажется больше, а от светлых — ближе, чем есть на самом деле.

ВНИМАНИЕ! Глаз воспринимает скорость объектов ниже, чем она есть на самом деле, а расстояние до объекта больше, чем текущее.

Постоянное воздействие на слух также влияет на общее состояние организма, нарушая координацию вестибулярного аппарата. Шум внутри легковой машины не превышает нормы, но в грузовой, а также при включении музыки на большой громкости ухудшается восприятие информации. Машины со специальными знаками отвлекают от дороги, как и неожиданные громкие звуки.

Чувство равновесия
Что такое безопасность дорожного движения
Воздействие сил инерции при движении.

При изменении скорости, направления движения (вверх, вниз, на поворотах) на человека действуют силы инерции. При перегрузке могут вызывать неприятные или даже болезненные ощущения.

Поэтому важно двигаться с оптимальной для тела скоростью.

ВАЖНЫЙ! Обязательно используйте детские кресла, подходящие для возраста и веса ребенка. Они обеспечивают необходимую поддержку и стабилизируют равновесие при ударе.

Реакция и внимание

Показатель времени реакции человека на опасную ситуацию колеблется от 0,5 до 1,6 секунды. При переутомлении, истощении, болезни, удивлении, употреблении алкоголя внимание размывается. Как себя вести в этом случае? Ответ один: наблюдайте за своим состоянием и не садитесь за руль, когда вам станет хуже.

Другое

Люди, находящиеся в веселом и радостном состоянии, гораздо бдительнее, чем эмоционально подавленные водители. Поэтому их действия в опасной ситуации происходят быстрее и скоординированнее.

Вялость, сонливость и отсутствие концентрации считаются типичными признаками переутомления. Обладая такими внутренними сигналами, вы должны быть более внимательными и осторожными в дороге. Лучше вообще перестать двигаться.

Подробную информацию можно посмотреть в видео:

Основные принципы ОБДД

Безопасность дорожного движения — одна из важнейших задач государства.

За ней следят несколько авторитетов.

Основополагающие принципы гарантированной безопасности дорожного движения закреплены в ст. 3 №196:

  • безопасность жизни и здоровья людей;
  • уважение интересов личности и общества в целом, а также потребностей государства;
  • обязанности должностных лиц, ответственность государства за безопасность дорожного движения;
  • целенаправленное, программное и постоянное изменение правил безопасности DD.
Источники

  • https://lastday.club/bezopasnoe-vozhdenie-avtomobilya/
  • https://autobryansk.info/osnovy-bezopasnogo-upravlenija-transportnymi.html
  • https://avtobddinfo.ru/faq/osnovnye-printsipy-obespecheniya-bdd

Оцените статью
Блог по ПДД
Adblock
detector