Нужно ли пропускать автобусы и маршрутки, отъезжающие от остановки?

Автобус отъезжает от остановки – что говорит закон?

Пункт 18.3 Правил дорожного движения России гласит, что водители в населенных пунктах должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, отправляющимся с обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начать движение только после того, как убедятся, что уступили дорогу.

Из анализа этого правила можно вывести основные условия, при которых автобус или троллейбус, выезжающий с остановки, имеет преимущество в движении:

  • Водитель автобуса должен быть уверен, что проезжающие машины уступают дорогу
  • Бывает на даче (на междугородних маршрутах это правило не действует)
  • Водителю автомобиля должно быть очевидно, что общественный транспорт начал движение (с обязательной индикацией маневра указателем поворота)
  • Остановка общественного транспорта должна быть обозначена (соответствующим знаком или специальными знаками)

Кого признают виновным в случае ДТП?

На этот вопрос нет универсального ответа. В случае столкновения проезжающего автомобиля с автобусом, выезжающим с остановки, вина ДТП определяется исходя из конкретных обстоятельств ДТП.

Расследование подобных инцидентов имеет множество нюансов, от которых может зависеть исход дела. Самые сложные ситуации — это когда автобус трогается с остановки, почти не оставляя времени на то, чтобы замедлить транзитный транспорт.

Распространяется ли пункт 18.3 ПДД на маршрутки?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необходимо выяснить, что такое «маршрутка» и к какой категории транспорта он относится.

В правилах дорожного движения нет таких понятий, как «маршрутка», «маршрут такси». Скорее, это популярное название, обычно относящееся к небольшому транспортному средству, принадлежащему к типу микроавтобуса, которое перевозит пассажиров по городу.

Что касается Правил, мы говорим о «маршрутном транспортном средстве, предназначенном как транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенном для перевозки людей по дорогам и которое движется по заранее определенному маршруту с обозначенными остановками.

В свою очередь, п. 18.3 ПДД предусматривает преимущество при движении маршрутных транспортных средств по сравнению с автобусами и троллейбусами.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» к классу автобусов относятся автомобили категорий М2 и М3, предназначенные для перевозки пассажиров с числом посадочных мест более 8, кроме водителя.

Таким образом, если маршрутки, относящиеся к категории «автобус», осуществляют пассажирские перевозки по установленному маршруту, на них в полной мере распространяется пункт 18.3 ПДД РФ и водители обязаны пропускать их при выезде с остановки

Начало движения от обозначенного места остановки

Ситуация регулируется п.18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, отправляющимся с обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начать движение только после того, как убедятся, что уступили дорогу.

Обратите внимание, что микроавтобусы, автобусы и троллейбусы получают преимущество при соблюдении следующих условий:

  • Общественный транспорт должен начать движение. Те, если маршрутка медленно проезжает остановку, но не останавливается, никакой выгоды не получат.
  • Ситуация складывается в деревне.
  • Остановка должна быть обозначена знаком 5.16:
    Знак 5.16 Автобусная остановка и (или) троллейбус

Этот пункт также включает дополнительные требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться, что они проданы. На практике это приводит к тому, что в случае аварии автобуса, выезжающего с остановки, виновными будут одновременно признаны оба водителя. Автомобилист нарушает требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушает требования второго предложения того же пункта.

Какой штраф установлен за нарушение пункта 18.3 ПДД?

Размер ответственности водителей, признанных виновными в непредоставлении путевого преимущества маршрутному транспортному средству, установлен в части 1 статьи 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Первое преимущество микроавтобусов, автобусов и троллейбусов — это выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные бэнды рассмотрены в отдельной статье, повторяться здесь не буду.

Правила дорожного движения по выделенным полосам

Напоминаю, что обозначенные полосы движения обозначены следующими дорожными знаками:

Сигнал 5.11.1 Дорога с полосой для автомобилей трассы
Сигнал 5.12.1 Конец дороги с одной полосой движения для курсовых машин
Сигнал 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для транспортных средств дистанции
Сигнал 5.13.2 Въезд на дорогу с одной полосой для транспортных средств, следующих по маршруту
Знак 5.14 Полоса для транспортных средств дистанции
Знак 5.14.1 Конец полосы движения для автомобилей на трассе

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения есть несколько знаков, которые не относятся к транспортным средствам на маршруте:

Знак 4.1.1 Прямо
Знак 4.1.2. Движение справа
Знак 4.1.3. Движение слева
Знак 4.1.4 Двигайтесь прямо или направо
Знак 4.1.5 Двигайтесь вперед или влево
Знак 4.1.6 Двигайтесь налево или направо
Знак 3.1 Въезд запрещен
Знак 3.2 Нет движения
Знак 3.3. Движение автотранспорта запрещено
Знак 3.18.1 Запрещен поворот направо
Знак 3.18.2 Запрещен поворот налево
Знак 3.19 Инверсия запрещена
Знак 3.27 Парковка запрещена

Обратите внимание, что общественный транспорт может нарушать требования этих знаков только в том случае, если он находится прямо на маршруте. Об этом говорилось в начале статьи. Как только маршрутка отклоняется от траектории движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.

Таким образом, на практике не возникают опасные ситуации, например, движение наоборот по одностороннему движению.

Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на полосу общественного транспорта, направленную в сторону главной улицы. Транспортные средства, кроме такси и школьных автобусов, не могут въезжать на эту полосу.

Источники

  • https://pddmaster.ru/pdd/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-voditelei-marshrutok-avtobusov-i-trolleibusov.html
  • https://gavrichenko.ru/preimushestvo-avtobusa-v-dvizenii/

Оцените статью
Блог по ПДД
Adblock
detector