Обязанности пешеходов

Раздел 4 – Обязанности пешеходов

 

Ответственность

Существует три типа ответственности за оскорбление пешеходов:

  1. Административный (используется чаще всего).
  2. Уголовное.
  3. Гражданский.

Если своими действиями они лишь препятствовали движению автомобилей и привели к появлению ссадин, царапин, синяков на других пешеходах или автомобилистах, то грозит административная ответственность. Предупреждение и административные штрафы также применяются, если потерпевшие лишены возможности работать более 21 дня, но их жизни ничего не угрожает.

Изобразительное искусство. 268 УК РФ предусматривает, что уголовная ответственность пешеходов наступает, если нарушение правил повлекло тяжкие последствия для других людей (переломы, травмы, открытые раны и т.д.). Пешеходы также участвуют в тех случаях, когда жертвы потеряли ребенка в результате несчастного случая, ослепли или приобрели психическое заболевание.

Статья 268 Уголовного кодекса Российской Федерации. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспорта

  1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником дорожного движения (за исключением лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности дорожного движения или движения транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причина тяжкое повреждение здоровья, -наказывается ограничением свободы до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. То же обстоятельство, повлекшее смерть человека по неосторожности, -наказывается ограничением свободы до четырех лет, либо принудительными работами до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  3. Предусмотренный частью первой настоящей статьи факт, повлекший по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет.

Гражданско-правовая ответственность возникает, если пешеход, нарушая правила, причинил вред владельцу автомобиля или иного имущества. Этот ущерб может быть не только материальным, но и в виде нарушения здоровья. В этом случае правонарушителю грозит судебный иск о возмещении убытков на основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Актером может быть не только физическое лицо, но и компания. Ущерб подлежит возмещению в полном объеме, если будет доказано, что его причинил пешеход.

Административная

За мелкие нарушения пешеходов штрафуют от 500 до 1,5 тысяч рублей или даже предупреждают о недопустимости подобных действий в будущем. Если инспектор ГИБДД решил ограничиться предупреждением, нарушителю не придется платить штраф.

Уголовная

Если пешеход своими действиями стал причиной аварии и кто-то получил серьезные травмы, ему грозит до трех лет лишения свободы или принудительные работы до 2 лет. Сама статья 268 УК РФ предусматривает возможность ареста до 4 месяцев. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее гибель человека, карается строже.

Преступник может быть приговорен к тюремному заключению на срок до четырех лет или к каторжным работам на тот же срок. Если в результате несчастного случая погибло больше людей (или больше) и произошла халатность пешехода, а не его прямое намерение, срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет или заменен работой на срок до 5 лет.

Гражданская

Размер гражданской ответственности зависит от размера причиненного ущерба. Например, пешеход выбежал на красный свет и заставил одну машину столкнуться с другой. Если ремонт оценивается в 50 тысяч рублей, то именно эту сумму вправе просить пострадавшие. В этом случае нет никаких ограничений, но никто не вправе требовать дополнительных повреждений, которые должны быть оценены специалистами.

В иске о возмещении необходимо указать размер компенсации вместе с подтверждающими документами (счета с АЗС, независимая экспертиза, справки из поликлиник.

Как переходить дорогу?

Пешеход, ты знаешь место! Где, конечно же, правильно перейти улицу. Ваше мнение? Кроме того, это касается и драйверов. Когда вы покидаете место водителя, вы тоже становитесь пешеходом.

Сколько раз я наблюдал один и тот же образ: пешеход стоит посреди дороги в двадцати метрах от перекрестка и ждет, когда он уступит. Проезжают машины. Никто не останавливается. И пешеход думает про себя: «Блин, беднягу никто не уступит!» И это правда, никто не сдается, это не обязательно по правилам. И не автомобилисты не знают правил, а пешеходы. Они переходят улицу в неположенном месте, бросаются под колеса, ругают невинных автомобилистов.

В общем, дорогой пешеход, эта статья для вас. Надеюсь, прочитав его, вы перейдете улицу там, где это нужно. Кроме того, вы получите множество полезных советов о том, как обезопасить пешеходный поток на дороге.

Начнем с того, что большинство пешеходов не несут ответственности за нарушение правил дорожного движения. Они их просто не знают и даже не знают, где их читать, и что их движение на улице каким-то образом регулируется законом. В школе этому не учили, родители ограничились парой предложений. В результате у нас под колесами ползают сотни людей.

Есть много мест, где можно перейти улицу. Но все в порядке.

1. Пешеходный переход.

Есть регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

Регулируемый узнается по наличию специального пешеходного светофора. Все точно знают, как он выглядит. Вам просто нужно переключиться на зеленый сигнал. Ни красным, ни когда нет машин, ни когда спешишь. Только зеленый! Лучше подождать несколько секунд, чем попасть под неожиданно управляемую машину.

На нерегулируемом перекрестке нет светофора. Пункт 4.5 Правил дорожного движения гласит:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути), предварительно определив расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедившись, что переход безопасен для них.

Будьте осторожны, переходя улицу. Не нужно прыгать по дороге, считая, что все должны немедленно сдаться вам.

Бывает, что трафик регулирует контроллер трафика. Вам не нужно выходить на улицу, пока он не подаст вам особый сигнал. Также есть подземные и подземные переходы. Но в них аварии случаются очень редко, все знают, как их пережить. Но самое главное, при наличии такого перехода необходимо его использовать и не спешить по дороге.

2. Пешеходного перехода может и не быть.

Без проблем. Пункт 4.3 Правил дорожного движения поможет вам:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу на пешеходных переходах, включая подземные и надземные переходы, а при их отсутствии — на перекрестках вдоль линии тротуаров или платформ.

Все хорошо, но вопрос только в том, что это за пересечение и эти загадочные линии тротуаров и обочин дороги. Посмотрите на картинку, там эти линии обозначены, а место, где вам нужно перейти дорогу, отмечено синим цветом.

У такого положения вещей есть несколько нюансов. При переходе дороги таким образом уступать дорогу обязаны только водители, поворачивающие налево или направо. Предположим, вы переходите дорогу из пункта 1 в пункт 2. Серая машина поворачивает направо, красная — налево. Они должны идти вашим путем. Но вы должны уступить синему и зеленому. Надеюсь, все ясно.

Теперь о том, зачем нужно переходить улицу на перекрестке. На поворотах машина всегда тормозит, иначе не приспособится. Поэтому на малой скорости, увидев вас, всегда может остановиться. После поворота машина набирает скорость и уже там ее тормозной путь будет больше. Вот такая простая арифметика.

Пересечение проезжей части

Согласно статистике, совместное соблюдение всеми участниками дорожного движения правил и требований, установленных законом, сводит к минимуму риск несчастных случаев. Подводя итог, можно отметить, что пешеход должен двигаться строго по предназначенной для него территории: специальной полосе, тротуару или тропинке. Только когда эти места не назначены, разрешается движение по правой стороне дороги.

Эти правила легко запомнить, но их выполнение обеспечивает безопасность на дороге. В основные правила поведения пешеходов на дороге входит целый перечень положений — гораздо эффективнее будет оценивать каждый случай отдельно и каждый раз ссылаться на определенные моменты.

По тротуару

Под тротуаром обычно воспринимается как отдельный участок дороги, специально отведенный для пешеходов. Также его часто разделяет бордюр, забор или лужайка — по нему можно двигаться в любом направлении абсолютно беспрепятственно. Но важно помнить, что тротуар и тротуар — это не одно и то же.

Вторая пешеходная зона тоже считается частью дороги, но никак не ограничена, не имеет четких границ с проезжей частью. Если тротуара нет, пешеход может идти по тротуару в любом направлении. При этом любой человек имеет право передвигаться по обочине дороги, если в зоне видимости не соблюдается более безопасный вариант. Хотя пешеходу все же приходится идти строго по стороне встречного транспорта.

По пешеходной дорожке

Изначально пешеходная дорожка выглядит как сооружение, размещенное за пределами тропы, необходимое для выхода за пределы населенного пункта или внутри него, отмеченное знаком 4.5.1.

Этот символ расположен прямо у дороги, где по умолчанию введено ограничение для автомобилей. Но действие его продолжается сразу после места фиксации. Этот запрет фактически отменяет только знак 4.5.2 «Конец пути».

Иногда в качестве этого участка используется поверхность искусственного сооружения, но чаще это всего лишь фрагмент земной поверхности возле центральной дороги. Также необходимо различать тротуар и пешеходную дорожку: последняя предназначена для пешеходов и обозначена специальным знаком.

По велосипедной дорожке

В принципе, не стоит путать велодорожку с аналогом обычного велосипеда. Поскольку первый необходим для одновременного передвижения велосипедистов и пешеходов, второй — исключительно для велосипедистов. Отличить их тоже довольно просто: велосипедная дорожка обозначена знаком 4.4.1, а смешанный вид, уже имеющий функцию пешехода, обозначен знаками 4.5.2 — 4.5.7.

Прежде всего, необходимо помнить, что пешеходы могут ходить по велосипедной дорожке только в ситуации, когда нет отдельных тротуаров, площадок или дорожек для пешеходов. Даже люди в инвалидных колясках (или тех, кто ими пользуется), инвалидных колясках или роликовых коньках не могут находиться на велосипедных дорожках с тротуаром — это очень опасно.

По обочине проезжей части

Теоретически пешеход должен постоянно находиться на тротуаре, пешеходной зоне или другой территории, специально отведенной для этого формата движения (п. 4.1 ПДД). Но на самом деле такая схема реализуется редко. Иногда нет участков, где гражданин имеет право свободно гулять, не мешая другим. Поэтому дополнительно введены специальные резервы для движения по проезжей части (где обычно ходят автомобили):

  1. Если пешеходной зоны нет, нужно идти по обочине дороги (по обочине дороги, за разметкой, где нет машин).
  2. Если обочина также отсутствует, у других людей есть возможность двигаться в обычном темпе прямо по проезжей части.
  3. Если человек катает велосипед или мопед, он может следовать тому же потоку (правило дублируется для инвалидов).

Обобщая все рекомендации, гражданин должен идти по дороге без особых препятствий, но главное требование здесь — не создавать дополнительных проблем с ее траекторией для остальных проезжающих машин и водителей.

Для инвалидов

Люди с ограниченными возможностями, которые не могут полноценно ходить, но вынуждены передвигаться в инвалидном кресле без мотора, могут передвигаться по обочине дороги. Параллельно аналогичные права предоставляются тем людям, которые перевозят на двухколесном транспортном средстве крупногабаритные предметы или которые везут крупногабаритные предметы, вещи в руках.

Гипотетически это ни в коем случае не является обязательным требованием, а всего лишь резервным вариантом для разгрузки затрудненного движения на тротуаре. Но при желании все упомянутые люди с негабаритным грузом могут передвигаться по тротуару, и это не будет нарушением.

На дворовой территории

Такие места, как дворы и жилые массивы следует рассматривать как отдельную категорию — гулять там по улице может практически каждый. Но это не считается одобрением какого-либо упрямства: даже в этом случае от водителей требуют уступать дорогу пешеходам.

Однако эти последние люди без особой причины не должны специально препятствовать движению транспортных средств. Итак, если во время проезда через двор вам придется внезапно остановиться, то делать этот маневр нужно на тротуаре, а не на дорожке, по которой проезжают машины. Но для автовладельцев закон накладывает существенные ограничения на передвижение и стоянку на территории любых дворов.

Переход регулируемого и нерегулируемого перекрёстков

В разделе 4 правил дорожного движения достаточно четко прописано, что все пешеходы могут переходить дорогу только в строго обозначенных местах, согласно нарисованным знакам. Если по каким-то причинам таких знаков нет, то на перекрестках необходимо передвигаться по тротуару и тротуару. Когда перекресток регулируется (есть светофор или есть регулировщик), то можно ехать по:

  • красный светофор для автомобилей.
  • зеленый сигнал светофора для пешеходов;

Помните, что мигающий желтый свет на перекрестках не регулирует движение, а только предупреждает водителей об опасности. И чтобы переходить дорогу в таких местах, следует ориентироваться на требования движения на нерегулируемых перекрестках.

Пешеходы на нерегулируемом перекрестке и переходе, по сути, всегда самостоятельно несут ответственность за собственную безопасность: они оценивают расстояние от приближающегося автомобиля, определяют его скорость и на основании этого решают, безопасно ли переходить дорогу или не. Поэтому в случае нарушения вышеуказанных правил ответственность за создание ЧС полностью ложится на граждан.

Без пешеходного перехода

Также в п. 4.3 Правил дорожного движения на 2020 год подробно расписано, как должен вести себя пешеход при переходе дороги на перекрестке, при отсутствии пешеходного перехода. Он обязан переходить проезжую часть по линии тротуаров или площадок. Также важно отметить, что в наборе условий нет ни слова о том, что тротуар или обочины приравниваются к пешеходным переходам.

Если мы уже ссылаемся на п. 4.5., То на нерегулируемых пешеходных переходах люди имеют право выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после оценки ситуации на дороге.

Здесь, в отличие от перехода дороги по пешеходному переходу, помимо необходимости обеспечения безопасности перехода, правила обязывают каждого пешехода не мешать другим участникам дорожного движения. Поэтому не совсем понятно, чем именно руководят некоторые люди, приравнивая линию тротуаров или обочин к пешеходному переходу.

Передвижение по дороге в тёмное время суток

характерно, что установлены жесткие требования к движению по проезжей части в условиях плохой видимости, в том числе в вечернее и ночное время. Этот отрезок обычно указывает время от вечерних сумерек до утра. В то же время отмечается недостаточная видимость для обзора проезжей части на расстоянии менее 300 м во время дождя, сумерек, тумана и других погодных аномалий.

При наличии вышеуказанных условий пешеходам в населенных пунктах рекомендуется запастись светоотражающими предметами или профессиональной одеждой. Для этого можно купить специальные жилеты, используемые рабочими на дорогах (при том, что они дешевые — до 500 руб.).

Когда пешеход находится за пределами города или села, он должен соответствовать этому условию, чтобы водители имели возможность заметить пешехода и вовремя пропустить его. Очень часто светоотражающая одежда и предметы предотвращают аварии и дорожно-транспортные происшествия. Если под рукой нет светоотражающих элементов, рекомендуется использовать фонарик или телефонное свечение, чтобы автомобилисты вас заметили.

Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД

Письмо МВД России от 4 сентября 2020 г. 13/12-P-7618 объясняет, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких — нет. Итак, если водитель своими действиями не заставил пешехода изменить направление движения или скорость, значит, он не нарушил правила. Например, цитируется решение Верховного суда РФ, в котором говорится, что водитель не может нести ответственность, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, что если водитель не препятствовал пешеходу переходить улицу по назначению, например, не заставлял его отступить или остановиться, значит, он не нарушил правила.

Однако этот вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из пункта 1.2 Правил дорожного движения следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могут вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому в некоторых обвинительных заключениях судов это прямо указывается. То есть на практике водитель не оправдывается тем, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как поясняется в письме из МВД.

В то же время, учитывая те же пояснения, можно предположить, что инспектору придется зафиксировать нарушение на видеокамеру и получить объяснения от пешехода для привлечения водителя к административной ответственности. Но следует помнить, что даже если у инспектора есть видеозапись нарушения, он не обязан показывать ее водителю на месте.

Предусмотренная ответственность за нарушение ПДД

Часто пешеходы несут личную ответственность за аварии, которые происходят при переходе проезжей части дороги. И их действия не всегда признаются законными. Следовательно, последствия в виде административной санкции или предупреждения накладываются в том случае, если незнание законов привело к:

  1. Вред здоровью.
  2. Создание препятствий для движения транспорта.
  3. Нормальное нарушение движения.
  4. Нанесение незначительного ущерба здоровью.

Часто уголовная ответственность наступает тогда, когда противоправные действия закончились следующими последствиями: степень наказания зависит от варианта нарушения:

  • смерть потерпевшего (ограничение свободы до 4 лет, принудительные работы до 4 лет и лишение свободы до 4 лет);
  • смерть 2 и более человек (принудительные работы до 5 лет или лишение свободы до 7 лет).
  • серьезный вред здоровью (ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до 4 месяцев и лишение свободы до 2 лет);

Но другой формат, например гражданская ответственность, означает, что правонарушитель должен лично компенсировать ущерб, нанесенный имуществу, здоровью или моральному состоянию жертвы.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Главный аргумент в защиту водителя — отсутствие доказательств вины. Вкратце, аргументация может быть следующей: если нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому не позволили перейти улицу, как доказывается вина?

Если водитель не согласен с совершением нарушения, составляется протокол и постановление. Последним документом он привлекается к административной ответственности, поскольку устанавливает свою вину. При составлении протокола водителю разъясняются его права и их необходимо использовать.

  • Если пешеход остается на месте, попросите его сообщить вам свои контактные данные. Это позволит вам допросить пешехода в суде при рассмотрении вашего иска о порядке. Лучше всего, если вы обеспечите явку пешехода в суд.
  • Допустим, самый крайний случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Позвольте мне сказать, что вы не помешали ему перейти улицу. Эта запись может быть использована в случае обжалования постановления инспектора.
  • Убедитесь, что вы сохранили видео с рекордера. Его можно предъявить суду и использовать в качестве доказательства защиты.
  • Напишите свои пояснения в отчете или на отдельном листе бумаги. Обязательно излагайте пояснения в том порядке, в котором они прилагаются. Здесь не нужно писать, что пешка внезапно появилась, не было видно и т.д. Таких формулировок следует избегать. Мужчина был либо на улице, либо нет. Поэтому в пояснениях можно указать, что вы видели пешку, как он это сделал с вами, но ваши действия не заставили его изменить скорость и направление движения.
  • Укажите в протоколе в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено административное правонарушение», что вы не согласны с правонарушением, не совершали его.

 

Оцените статью
Блог по ПДД